Пример скевоморфизма в Ui дизайне от немецкого индустриального дизайнера Дитера Рамса
Скевоморфизм — это практика дизайна, включающая элементы реального мира в цифровые интерфейсы для создания ощущения узнавания. Термин «скевоморф» относится к объекту или дизайну, имитирующему характеристики чего-либо другого, по сути, копии или производного. Иными словами, это перенос значения, функций и свойств реального предмета на виртуальный.
Когда компьютеры и интернет только входили в обиход, скевоморфические элементы играли решающую роль: используя метафоры и аналогии с привычных физических объектов в качестве вдохновения для элементов интерфейса, таких как иконки (корзина, папка, документ, дом и пр) . Это позволяло пользователям, которые были новичками в цифровых продуктах, интуитивно понимать назначение и функциональность этих инструментов, связывая их с уже знакомыми объектами.
Калькулятор Vs приложение “Калькулятор” в Windows 2000
Скевоморфизм как визуальная тенденция дизайна
В конце 2000-х и начале 2010-х годов скевоморфизм превратился из простого использования физических метафор для функциональности в основную тенденцию визуального дизайна. Интерфейсы того периода стремились максимально точно воспроизводить не только назначение, но и весь внешний вид и сенсорный опыт своих физических аналогов.
Интерфейс рабочего стола Windows XP
Визуал того времени характеризовался подчеркнутым реализмом с чрезмерным использованием реалистичных текстур, теней, градиентов и 3D-эффектов для создания осязаемой, трехмерной эстетики, имитирующей физические объекты, такие как дерево, кожа и бумага. Ридеры электронных книг, такие как iBooks, были оформлены как физические книжные полки с виртуальными книгами. Приложения календаря напоминали настоящие настольные календари.
Приложение iBooks, имитирующее книжную полку
iBooks имитирует эффект перелистывания страниц книги
Целью было создание цифровых интерфейсов, максимально визуально и по ощущениям похожих на их реальные аналоги. Хотя поначалу это делало незнакомые интерфейсы более основательными и живыми, излишние детали также приводили к перегруженности визуальных элементов, перегрузке процессоров и более медленной загрузке.
Эволюция иконок в iOS от скевоморфизма в плоский дизайн
Несмотря на последующее чрезмерное использование, скевоморфизм в дизайне сыграл важную роль в развитии у пользователей первоначальной цифровой грамотности. Используя метафоры знакомых объектов в качестве обучающих вспомогательных средств, скевоморфизм сделал новые технологии более понятными и знакомыми для новоиспеченных пользователей.
Критика и упадок
По мере того как новизна скевоморфизма исчезала, а цифровые интерфейсы становились более распространенными, критики начали указывать на ограничения этого подхода к дизайну. Ключевые критические замечания включали:
- Сложность масштабирования скевоморфических дизайнов на различные размеры экранов и типы устройств из-за пропорций, основанных на физических объектах
- Визуальный беспорядок из-за излишних декоративных текстур и эффектов
- Замедление времени загрузки, потребности в обработке из-за графической сложности
- Приложения и виджет становились всё сложнее и многофункциональнее, тогда как физические объекты зачастую были ограничены в функциях и назначении
- Устаревший, неаутентичный эстетический вид по мере того, как он становился избыточным
Реакция против ограничений и излишеств скевоморфизма привела к появлению плоского дизайна и минималистических подходов, дистанцировавшихся от физических метафор. По мере того как пользователи становились более опытными в использовании технологий, необходимость в таком «ведении за руку» посредством скевоморфического реализма снизилась.
Иконка корзины от плоского к скевоморфизму
Возрождение скевоморфизма
Несмотря на то, что скевоморфизм вышел из моды, некоторые дизайнеры утверждают, что он может возродиться для определенных случаев использования и аудиторий, которые испытывают трудности с освоением цифровых технологий и абстракций. Например, исследование Эллиса и Маршалла было посвящено использованию скевоморфизма для создания более интуитивных интерфейсов онлайн-банкинга для пожилых людей.
Их выводы показали, что хотя пожилые пользователи предпочитали с визуальной точки зрения чистую эстетику плоского дизайна, они все же значительно выигрывали от скевоморфических подсказок и метафор, когда дело касалось изучения и понимания функциональности интерфейса. Реалистичные текстуры, такие как тени или бумажные края, давали этим пользователям полезные подсказки о том, какие действия будут происходить.
Эволюция иконки контактов на iOS
Таким образом, скевоморфизм может сыграть важную роль в обеспечении первоначальной доступности новых технологий, прежде чем перейти к более абстрактным интерфейсам по мере того, как пользователи осваивают новые технологии.
Скевоморфизм сейчас
Исследователи в области human-computer interaction предполагают, что скевоморфизм может возродиться как методология для облегчения внедрения радикально новых интерфейсов и технологий, таких как виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR) и носимые устройства (умные часы, очки и т. п).
Например, хотя VR открывает бесчисленные возможности для проектирования совершенно новых виртуальных пространств и объектов, скевоморфизм может быть полезным инструментом на начальном этапе для “заземления” новых неизвестных решений в знакомых физических объектах. Моделирование виртуальных объектов на основе реальных аналогов сделает их более понятными.
Интерфейс умных часов
Интерфейсы смарт-часов сегодня по-прежнему во многом имитируют классические аналоговые часы: это был осознанный дизайнерский выбор, чтобы сделать новый формат устройства понятным и знакомым, прежде чем перейти к более оптимизированным интерфейсам, адаптированным специально для носимых гаджетов.
Цикличность дизайна
Тенденции дизайна циклические — по мере эволюции потребностей пользователей вместе с изменяющимися технологическими и культурными контекстами, определенные скевоморфические черты могут вновь появиться в интерфейсах, сочетающих инновации и узнаваемость.
В то время как чрезмерный скевоморфический реализм начала 2010-х годов вышел из моды, основной принцип скевоморфизма, заключающийся в использовании физических метафор для облегчения внедрения новых технологий, остается актуальным, особенно для введения радикально новых интерфейсов. По мере нашей эволюции скевоморфизм, вероятно, будет постоянно возрождаться в новых формах, адаптированных к современным ограничениям дизайна и потребностям пользователей.
___________________
🌟 В своем телеграм канале я делюсь мыслями о современных технологиях, искусственном интеллекте, UX & UI дизайне и многом другом. Если вы также цените инновации и интересуетесь будущим, то мой канал для вас! 🚀 Подписывайтесь, и будем вместе исследовать увлекательный мир современных возможностей! 💡✨